Меню сайта

загрузка...

Хороший замок накладной здесь по отличной цене.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Обмотока машин постоянного и переменного тока

Секции обмоток якоря

Выше было указано, что как петлевая, так и волновая обмотки состоят из витков. Отличие одной обмотки от другой заключается в том, что витки со стороны коллектора соединяются между собой по-разному. В той и другой обмотках к каждой коллекторной пластине присоединяются два проводника, из которых один является концом предыдущего витка, а другой — началом следующего.

Так как каждый виток состоит из двух проводников и к каждой коллекторной пластине присоединяются также по два проводника, то очевидно, что число коллекторных пластин будет равно числу витков и в два раза .меньше числа проводников.

Число витков обмотки, как мы увидим ниже, определяется напряжением машины. Если число витков обмотки якоря принять равным числу коллекторных пластин, то при некотором напряжении число последних может получиться настолько большим, что коллектор трудно будет выполнить. Коллекторные пластины в

этом случае будут очень тонкими и в них трудно будет впаять проводники обмотки якоря или медные пластинки (петушки), к которым припаиваются проводники; это обстоятельство заставило бы сильно увеличить диаметр коллектора. Для получения приемлемых размеров коллектора можно искусственно уменьшить число коллекторных пластин, соединив последовательно несколько рядом лежащих витков, т. е. конец первого витка, не присоединяя его к коллектору, соединяют с началом второго, конец второго — с началом третьего и т. д. Начало первого витка и конец последнего присоединяют к коллектору.

На рис. 1-15 показана часть волновой обмотки, у которой между двумя коллекторными пластинами находятся три последовательно соединенных витка.

Часть обмотки, заключенную между двумя коллекторными

пластинами, встречаемыми при обходе обмотки по схеме, называют секцией. В частном случае, когда каждый виток присоединяется к коллекторным пластинам, мы получим обмотку, в которой секции состоят из одного витка, т. е. витки обмотки якоря в этом случае являются секциями.

Очевидно, что схема обмотки, т. е. порядок соединения секций, останется неизменной, будет ли секция состоять из одного витка или из нескольких. В том и другом случае секции необходимо соединять между собой таким образом, чтобы э. д. с в них складывались. В дальнейшем для большей ясности схем обмоток мы будем считать, что секция состоит из одного витка. Каждую сторону секции называют секционной стороной; если секция состоит из нескольких витков, то секционная сторона содержит столько проводников, сколько витков в секции.

Связь между числом секций и числом коллекторных пластин обмотки якоря

— число витков в секции и К— число коллекторных пластин.

Общее число витков обмотки якоря равно числу проводников ЛГ, деленному на два, ибо каждый виток состоит из двух проводников.

Число секций обмотки якоря 5 равно общему числу витков обмотки якоря, деленному на число витков в секции, т. е.

Шаги обмотки

Для выполнения секций обмотки якоря необходимо знать их ширину, т. е. расстояние между проводниками обмотки якоря, соединяемыми со стороны, противоположной коллектору.

(рис. 1-13 и 1-14). Это расстояние для любой обмотки (петлевой или волновой) должно равняться или незначительно отличаться от расстояния между серединами соседних полюсов (полюсного шага). Только в этом случае э. д. с. соединяемых проводников будут складываться.

Первый шаг представляет собой ширину витка обмотки. Выполняя обмотку, мы конец данной секции соединяем с началом следующей. Это соединение в петлевой и волновой обмотках выполняется по-разному.

(рис. 1-13 и 1-14). Второй шаг определяет расстояние между проводниками (секционными сторонами), соединенными со стороны коллектора.

шагов обмотки не дает еще

полного представления о ней. Действительно, зная эти шаги, еще трудно сказать, какая будет обмотка — петлевая или волновая. Все зависит от того, в какую сторону мы будем смещаться, соединяя конец данной секции с началом следующей. Если мы сместимся назад, к началу исходной секции, то получим петлевую обмотку, если вперед, то получим волновую обмотку.

Эту неопределенность можно устранить, если задать расстояние между началами секций, встречаемыми при обходе обмотки по схеме.

определенная зависимость:

Далее, для выполнения обмотки необходимо знать расстояние между коллекторными пластинами, к которым присоединены начало и конец витка.

Как было указано ранее, в настоящее время обмотки якорей машин постоянного тока выполняются в виде двухслойных обмоток. Если число секций обмотки небольшое, то число пазов берут равным числу секций. В этих случаях в каждом пазу лежат по две секционные стороны: одна — вверху паза, а другая — внизу (конечно, эти секционные стороны принадлежат разным секциям).

В тех случаях, когда число секций получается большим, число пазов уменьшают, укладывая вверху и внизу паза по нескольку секционных сторон рядом — обычно не больше пяти. Этим самым мы

заменяем одним реальным пазом несколько пазов, в которых было бы только по две секционные стороны или по два проводника.

На рис. 1-16, а изображены пазы с одной секционной стороной по ширине паза, а на рис. 1-16, б — с тремя сторонами. Паз, в котором по ширине лежит одна секционная сторона, называется простейшим или элементарным. Паз, показанный на рис. 1-16, б, представляет собой три элементарных паза, совмещенных в одном реальном пазу. Таким образом, элементарным пазом мы будем называть две секционные стороны, расположенные друг под другом. В тех случаях, когда секция имеет несколько витков, секционная сторона будет состоять из нескольких проводников. На рис. 1-17 показан реальный паз, состоящий из трех элементарных пазов, причем секции имеют по два витка.

Назовем расстояние между соседними элементарными пазами промежутком или интервалом; при этом не будем считаться с тем, что этот промежуток при переходе от одного реального паза к соседнему больше.

  , то нужно от какого-либо проводника (или, иначе, секционной стороны) принятого за начало секции (например, проводник, лежащий вверху паза), отсчитать шесть промежутков и со стороны, противоположной коллектору, соединить его с проводником, лежащим внизу седьмого элементарного паза. Так как на каждый элементарный паз приходится по две секционные стороны, то число элементарных пазов по всей окружности равно числу секций или, согласно ранее полученному выводу, числу коллекторных пластин.

На рис. 1-16 и 1-17 показана нумерация элементарных пазов.

Следует отметить, что направление отсчета пазов, секций и коллекторных пластин принято вести по часовой стрелке, глядя со стороны коллектора.

а число пазов якоря через Z тогда число коллекторных пластин, а следовательно, и число элементарных пазов, будет

  число секционных сторон, лежащих по ширине

паза в каждом слое обмотки якоря, т. е. число элементарных пазов или число коллекторных пластин, приходящихся на один реальный паз.

Указанные на рис. 1-16 и 1-17, расположения проводников в пазах являются наиболее распространенными. Однако для многих якорей применяют и другие расположения проводников в пазах. Так, для якорей низковольтных генераторов с небольшим числом проводников применяют однослойные обмотки — в каждом пазу лежит один проводник. В этом случае два рядом лежащих паза следует рассматривать как один элементарный и нумерацию проводников выполнять по рис. 1-18. В двигателях для трамваев, троллейбусов и вагонов (тяговых двигателях) якоря имеют большое число проводников. Для уменьшения ширины пазов в таких якорях применяют так называемую

  вертикальную укладку секций в пазах, при которой уменьшается толщина изоляции по ширине паза. На рис. 1-19 показано расположение и нумерация секционных сторон при такой укладке. Для осуществления присоединения к коллектору проводники перегибаются или расплющиваются.