Меню сайта

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Кузнечно-штамповочное оборудование

Привод раскатной головки

- определяет устрой­ство привода. В существующих конструкциях прессов с орбитально-вращающейся РГ такое устройство реализуют либо с использованием одного водила, вращающегося на главном валу, либо двух эксцентричных шайб.

- хвостовик-вал 2 ста­кана 1. В самом стакане на двух подшипни­ках качения размещен хвостовик-вал РГ, благодаря чему головка 12 получает воз­можность вращаться вокруг своей оси, опи­раясь на подшипник 11. Полусфера головки 12 при рабочем ходе под действием силы, на­правленной снизу вверх, опирается на сфе­рический подшипник 77 с антифрикционны­ми вкладышами, например, из бронзы типа БрОФН 10-1-1.

(см. рис. 11.2)

Иной способ крепления стакана к водилу показан на рис. 11.4, а. У стакана 2 нет хвоетовика вала, а его торец установлен в глухом отверстии водила 7. Плоскость этого отверстия, воспринимающая силу от стакана, наклонена к горизонтальной под углом у, что обеспечивает требуемый угол наклона оси РГ.

Крепление стакана этими способами характеризуется повышенной жесткостью, что очень важно для прессов по условию точности штамповки.

Крепление стакана, допускающее плавную регулировку угла наклона, показано на рис. 11.4, б. Для этого вместо соосного торца стакана с отверстием на водиле торец выполняют в виде эксцентриковой шайбы с диаметром, равным диаметру глухого отверстия в водиле. Поворачивая эксцентриковую шайбу, изменяют эксцентриситет оси стакана и тем самым угол наклона оси РГ. Однако вследствие нетехнологичности этот способ можно рекомендовать только для прессов с у<3°. Надежная работа прессов с орбитально-вращающейся РГ во многом зависит от качества функционирования подшипника 77. Высокие давления в связи с ограниченностью радиальных размеров головки и относительно небольшие скорости скольжения не позволяют получить наиболее благопрятный режим - жидкостное трение, обеспечивающее гидродинамическое всплытие полусферы относительно опоры. Поэтому упомянутый режим создают гидростатической подкачкой масла под высоким давлением в разделяющий зазор. Подшипники выполняют цельными или из четырех-шести секций. В теле подшипника предусмотрены накопительные камеры (рис. 11.5), соединенные канавками с напорной магистралью и со сливом. Для предупреждения масляного слоя от перегрева объем прокачки масла должен быть достаточным.

Согласно схеме, приведенной на рис. 11.3, в приводе не предусмотрены муфта включения и действующий совместно с ней тормоз. Поэтому маховик, главный вал

и раскатная головка вращаются все время пока включен электродвигатель. Для остановки привода и РГ необходимо выключить электродвигатель и одновременно тормоз 6 маховика (см. рис. 11.3). Во избежание травматизма из-за работающего в период холостого хода привода необходимо предусмотреть соответствующие мероприятия по технике безопасности (ограждения и т. п.).

Привод РГ показан на рис. 11.6. Его особенностью является то, что оси вала 17 электродвигателя и вала 6 маховика с встроенной фрикционной муфтой и тормозом перпендикулярны оси вращения шайб 4 к 18. Поэтому необходимы преобразователи направления вращения, в данном случае выполненные в виде червячных

передач. Червяк 16 жестко установлен на нижнем горизонтальном валу 6 - валу маховика, червячное колесо 12 - свободно на вертикальном валу 73. К нижней стороне колеса прикреплен полый вал 5 наружной эксцентриковой шайбы 4, вращающий ее в горизонтальной плоскости.

Для вращения дополнительного верхнего вала 11 предназначена коробка скоростей 10, по типу схожая с таковыми у токарных станков и автомобилей. Коробка передач содержит зубчатые шестерни 9, закрепленные наглухо на валу 77 и вручную смещаемые скользящие 7, расположенные на нижнем валу 6. В зависимости от сцепленной пары зубчатых шестерен и их передаточного числа изменяется частота вращения верхнего вала 77 и вертикального 13. При передаче через промежуточную шестерню 8 оба вала 6 и 11 вращаются в одну сторону. При непосредственном зацеплении ведущей скользящей шестерни с ведомой валы 6 и 11 вращаются в разные стороны.

Червяк 14 и червячное колесо 15 вращают вертикальный вал 73, который проходит через отверстие в червячном колесе 72 с подшипником до соединения с внутренней шайбой 18. Внешняя цилиндрическая поверхность наружной шайбы 4 через подшипник качения оперта на корпус 20 пресса. Ее внутренняя цилиндрическая поверхность и внешняя поверхность внутренней шайбы 18 через шарики образуют также подшипник качения. Хвостовик 3 вала РГ 7 установлен в шариковом подшипнике 19 и свободно вращается в нем относительно собственной оси. Проворотом шайб между собой получают плавную регулировку наклона оси РГ.

Вал РГ имеет дополнительную сферическую опору 2 для удержания головки от сползания вниз из подшипника 19. Сферический подшипник головки установлен на поперечине 21 пресса.

Сложное кинематическое устройство существенно расширяет технологические возможности пресса с таким приводом РГ. Регулирование частотой и направлением вращения, а также эксцентриситетом позволяет обеспечить четыре вида движения пуансона: круговое, как в приводе на рис. 11.3; линейное по прямой, наклоненной под углом к горизонтальной оси матрицы; спиральное и лепестковое (звездообразное). Первый вид движения применим при изготовлении круглых симметричных в плане поковок; второй - для штамповки поковок удлиненной формы; третий - для штамповки поковок, требующих перемещения металла по радиусу с периодическим воздействием на среднюю часть поковки, и четвертый - для штамповки поковок с радиальными ребрами (конические зубчатые колеса и т. п.) по кривым с переменным радиусом.

Прессы с подобным приводом РГ изготовляют во многих странах.