Меню сайта

Свежая информация https://loverating.ru/site/sajt-znakomstv-topface/ у нас на сайте.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Общий курс железных дорог

Организация перевозок и движения поездов

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕРЕВОЗОК

Планирование грузовых перевозок

Перевозочный проце сс вкл ючает в себя операции по погрузке и выгрузке грузов, подаче для этого вагонов, их уборке и включению в поезд, продвижению по участку и др.

Транспортирование грузов на железных дорогах осуществляется в соответствии с заявками грузоотправителей согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации. С принятием заявки железная дорога обязана подать перевозочные средства, а грузоотправитель — предъявить грузы к перевозке.

Заявки на перевозку грузов являются основой для составления плана работы железнодорожного транспорта — эксплуатации, капитального строительства и ремонта, финансового плана и др., а также разработки технических норм эксплуатации сети железных дорог.

Объем перевозок сказывается на потребности железных дорог в топливе и материалах, численности работников, фонде заработной платы, эксплуатационных расходах, доходах, прибыли, производительности труда и себестоимости перевозок.

Планы перевозок (в тоннах, вагонах или контейнерах) по номенклатуре грузов, видам сообщения, железным дорогам отправления и назначения, роду подвижного состава и в целом по сети железных дорог России разрабатывают на месячный период и по календарным датам погрузки (оперативные планы).

Проект месячных планов подготавливает Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) на основе заявок грузоотправителей, материалов железных дорог, данных маркетинговых исследований как в железнодорожном, так и в смешанных сообщениях, в том числе по экспортным и импортным грузам.

При организации перевозочного процесса стремятся наиболее полно использовать грузоподъемность вагонов, уменьшить порожний пробег подвижного состава, максимально сократить неравномерность перевозок по периодам года с учетом сезонных потребностей отраслей экономики.

Для количественной и качественной оценки перевозочной работы установлены следующие показатели: объем грузовых перевозок, грузооборот, среднесуточная погрузка, средняя масса поезда, статическая нагрузка на вагон, средняя дальность перевозки грузов и др.

Организация вагонопотоков

Вагоны, отправляемые со станций и следующие по определенным направлениям, образуют вагонные потоки. Рациональная организация этих потоков обеспечивает ускорение оборота вагона, сокращение объема маневровой работы и снижение эксплуатационных расходов.

Организация и продвижение груженых и порожних вагонопотоков в пункты назначения подчинены плану формирования поездов, который устанавливает, какие поезда из вагонов какого назначения и в адрес каких станций формирует каждая участковая, сортировочная, грузовая или другая станция. Таким образом, он определяет станции назначения или расформирования поездов, а также характер и объем работы всех станций. При составлении этого плана стремятся включить как можно больше вагонов в маршруты, чтобы поезда следовали на значительные расстояния без переработки (переформирования) на попутных станциях.

При формировании поездов подбирают вагоны, следующие до одной станции назначения или расформирования, благодаря чему ускоряется продвижение груза, улучшается использование подвижного состава, снижаются затраты на перевозки. В этом — суть и значение маршрутизации перевозок.

Маршрутизация может осуществляться на станциях массовой погрузки (отправительская маршрутизация) и технических станциях (сортировочные, участковые), где из прибывших вагонов накапливают составы определенного назначения, проходящие без переработки не менее одной технической станции (техническая маршрутизация).

Отправительские маршруты организуют на одной станции из вагонов, загруженных одним и тем же грузоотправителем и следующих на одну и ту же станцию выгрузки. Если загруженных отправителем вагонов недостаточно для целого состава, то маршруты формируют из вагонов, загруженных на нескольких станциях одного или двух участков либо несколькими отправителями на одной станции. Такие маршруты называются ступенчатыми. Их организуют на основе календарного плана погрузки с таким расчетом, чтобы одновременная погрузка вагонов одинакового назначения на всех станциях данного участка в определенные дни месяца обеспечивала возможность формирования маршрута.

При организации вагонопотоков после выделения отправительских и ступенчатых маршрутов из оставшихся вагонов планируют формирование поездов других категорий. К ним относятся сквозные поезда, проходящие без переработки не менее одной технической (сортировочной или участковой) станции; участковые, следующие без переработки от одной технической станции до другой; сборные, состоящие из вагонов назначением на промежуточные станции прилегающего участка; вывозные, предназначенные для вывоза групп вагонов с узла на ближайшие станции участка; передаточные — для доставки вагонов с одной станции узла на другую.

Отдельно планируют формирование грузовых ускоренных поездов, в которые включают вагоны с живностью, скоропортящимися и другими грузами, требующими быстрой доставки.

При планировании предусматривается составление поездов из порожних вагонов по отдельным родам подвижного состава, например из крытых вагонов, цистерн или платформ. Эти поезда обычно следуют без переработки до станций погрузки. В зависимости от числа групп вагонов разного назначения поезда могут быть одногруппными и групповыми.

В целом план формирования поездов должен обеспечить наименьший общий простой вагонов как при их накоплении, так и при переработке, а также минимальные эксплуатационные расходы.

Для оценки плана формирования поездов рассчитывают его показатели. К основным из них относятся общие затраты труда (в вагоночасах ), в том числе на накопление вагонов и их переработку; уровень отправительской и ступенчатой маршрутизации; средняя дальность пробега вагонов без переработки; эксплуатационные расходы, зависящие от плана формирования, и др.