Меню сайта

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Общий курс железных дорог

Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта

На рубеже XX и XXI вв. в России начался процесс реформирования железнодорожного транспорта в целях повышения качества и эффективности его работы и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта страны определены в Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 732 О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта в Российской Федерации и Концепции структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 448. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте (далее — Программа) утверждена постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384.

В Программе исходя из анализа работы железнодорожного транспорта России и зарубежных стран обоснована необходимость реформирования отрасли, определены цели, задачи и этапность реализации реформы.

В соответствии с Программой целями структурной реформы являются:

повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

снижение совокупных затрат на перевозку грузов железнодорожным транспортом;

удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.

Для реализации структурной реформы и достижения ее целей Программой предусмотрены:

постепенное, поэтапное реформирование и минимизация риска необратимых процессов;

разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;

переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному для повышения эффективности и качества транспортных услуг;

разделение основных и неосновных видов деятельности*;

формирование организационной структуры по основным видам деятельности (грузовые, пассажирские, пригородные перевозки

и т.п.);

сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);

сохранение за владельцем инфраструктуры части грузовых перевозок, по меньшей мере в течение первых лет реформирования, с поэтапным увеличением доли подвижного состава, принадлежащего независимым компаниям-операторам.

На первом (подготовительном) этапе реформирования (2001 — 2003 гг.) функции хозяйственного управления выделены из ведения МПС России и переданы единственному хозяйствующему субъекту — ОАО РЖД, все акции которого принадлежат государству.

На втором этапе реформирования отрасли (2003 — 2005 гг.) из ОАО РЖД выделятся его дочерние структуры — акционерные государственные компании, в ведении которых будут находиться пригородные и дальние пассажирские перевозки, ремонт технических средств, производство запасных частей и т. п. Это обеспечит условия для реальной конкуренции.

На третьем этапе (2006—2010 гг.) предполагается создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.

Особенность структурной реформы железнодорожного транспорта состоит в том, что она проводится одновременно с административной реформой, в ходе которой создаются три уровня федеральных органов исполнительной власти: министерства с правоустанавливающими функциями, федеральные службы с функциями надзора и контроля за исполнением законов и нормативных правовых актов и федеральные агентства с правоприменительными функциями.

На железнодорожном транспорте предусмотрены следующие федеральные органы исполнительной власти:

Министерство транспорта Российской Федерации, в состав ко торого входят десять департаментов. Его задачей является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование по видам транспорта: железнодорожному, воздушному, морскому, внутреннему водному, автомобильному, городскому, в том числе метро, и промышленному;

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, включающая в себя десять управлений. Она осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти действующего законодательства, выдает лицензии на определенные виды деятельности и участвует в расследовании происшествий на транспорте;

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, к ведению которого относится проведение государственной политики на железнодорожном транспорте исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, а также потребностей населения.

Федеральное агентство наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества и государственного заказчика по организации и исполнению целевых программ в сфере железнодорожного транспорта, организации перевозок опасных грузов, сертификации продукции, работ и услуг и др. В его состав входят пять управлений: по вопросам инфраструктуры и перевозок, экономики и финансов, кадров и учебных заведений, правовое управление и управление делами Агентства.

Федеральному агентству железнодорожного транспорта подчинены территориальные органы в семи федеральных округах, связанные с конкретными железными дорогами и реализующие государственную политику на местах.

Вся хозяйственная деятельность и организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте находятся в ведении ОАО РЖД.