Меню сайта

загрузка...

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Общий курс железных дорог

Участковые станции

Для организации обслуживания поездов и работы локомотивных бригад, технического осмотра, экипировки и ремонта подвижного состава, расформирования и формирования сборных и участковых поездов железнодорожные линии делят на участки, на границах которых размещают участковые станции. Характер размещения участковых станций на железнодорожных линиях зависит от вида тяги, способа обслуживания поездов локомотивами и локомотивными бригадами. На новых линиях расстояния между участковыми станциями с основным депо при электрической тяге составляют 700... 1000 км, а при тепловозной — 500...800 км.

Участковые станции предназначены для приема и отправления транзитных пассажирских и грузовых поездов со сменой локомотивов и локомотивных бригад или со сменой только локомотивных бригад, выполнения технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов, технического обслуживания, экипировки и ремонта локомотивов, отцепочного ремонта вагонов, расформирования и формирования составов сборных и участковых поездов, обслуживания пассажиров, приема и выдачи багажа и почты, погрузки и выгрузки грузов в грузовом районе, обслуживания подъездных путей промышленных предприятий.

Для выполнения перечисленных видов работ участковые станции имеют устройства для обеспечения пассажирского движения и обслуживания пассажиров, пути для грузового движения, грузовые районы, локомотивное и вагонное хозяйства и др.

Устройства для обеспечения пассажирского движения включают в себя пассажирские здания, платформы, тоннели, пешеходные мосты, почтовые и багажные помещения, приемоотправочные (перронные) пути, а также пути стоянки составов конечных пассажирских поездов. Число путей для приема и отправления транзитных пассажирских поездов, включая главные, должно быть не меньше числа примыкающих к станции направлений.

В состав путевых устрой ств дл я грузового движения входят приемоотправочные, сортировочные и вытяжные пути. Приемоотправочные пути, объединенные в парки, служат для стоянки поездов во время технического обслуживания и коммерческого осмотра, предусмотренных технологическим процессом работы станции.

Необходимое число приемоотправочных путей на участковых станциях может быть рассчитано по методике, изложенной в курсе Железнодорожные станции и узлы.

Сортировочные пути на участковых станциях предназначены для накопления вагонов разного назначения, стоянки вагонов, прибывших под выгрузку на станцию, а также порожних и неисправных вагонов. Число сортировочных путей, предназначенных для накопления вагонов и формирования поездов, зависит в основном от числа назначений и числа перерабатываемых вагонов. Полезная длина этих путей на 10 % больше, чем у приемоотправочных.

Полезная длина путей для вагонов, поступающих на пункты выгрузки, погрузки или в ремонт, зависит от числа этих вагонов и числа подач в течение суток в различные пункты.

Наиболее широко распространенными устройствами для выполнения маневровой работы на участковой станции являются вытяжные пути. Их устраивают тупиковыми длиной не менее полезной длины приемоотправочных путей и располагают по концам сортировочных парков на площадке или на уклоне крутизной до 0,0025 в сторону сортировочных путей.

Для увеличения производительности маневровой работы используют профилированные вытяжные пути и горки малой мощности, позволяющие сортировать вагоны под действием как силы толчка локомотива, так и силы тяжести вагона.

Грузовые районы для выполнения грузовых операций имеют путевое развитие, помещения и площадки для хранения грузов, а также механизмы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Для погрузки, выгрузки и хранения грузов устраивают крытые склады, крытые и открытые платформы, навалочные и контейнерные площадки. Грузовой район обычно располагают рядом с сортировочным парком, что обеспечивает подачу вагонов из этого парка к местам погрузки, выгрузки и обратно без пересечения главных путей.

В состав локомотивного хозяйства входят локомотивные здания, мастерские и экипировочные устройства. При организации работы локомотивов по кольцевой схеме для безотцепочной экипировки их песком, топливом и смазочными материалами экипировочные устройства могут располагаться на приемоотправочных путях. Устройства локомотивного хозяйства размещают вблизи приемоотправочных путей для грузового движения так, чтобы не стеснять дальнейшего развития станции.

Вагонное хозяйство на участковых станциях — это пункты текущего ремонта, технического обслуживания вагонов и контроля автотормозов. Пункты технического обслуживания и контроля автотормозов размещают вблизи приемоотправочных парков.

Кроме перечисленных устройств на некоторых участковых станциях сооружают пункты обслуживания изотермических вагонов, тяговые подстанции (на электрифицированных железных дорогах), скотозагоны для погрузки живности и др. Предусматривается также примыкание подъездных путей предприятий. На участковых станциях размещаются весы для взвешивания вагонов, прибывающих с участка или погруженных на станции, перегрузочные платформы, предназначенные для сортировки и перегрузки грузов, перевозимых мелкими отправками, эксплуатационно-ремонтные базы дистанций пути (ПЧ), сигнализации и связи (ШЧ), электроснабжения (ЭЧ) и др.

Участковые станции оборудуют устройствами СЦБ и связи, водоснабжения, канализации и др. Вблизи станции размещают железнодорожный поселок со служебными, культурно-бытовыми и жилыми зданиями. На некоторых станциях сооружают материальные склады.

Участковые станции в зависимости от топографических, геологических условий и особенностей работы проектируют по схемам с поперечным, полупродольным или продольным расположением приемоотправочных парков.

Для схемы участковой станции поперечного типа (см. рис. 21.4) характерно параллельное расположение приемоотправочных ПО и сортировочных С путей. Локомотивное хозяйство ЛХ и экипировочные устройства ЭУ размещаются на стороне, противоположной пассажирскому зданию, в том конце станции, где можно избежать пересечения маршрутов прибытия грузовых поездов с маршрутами передвижения локомотивов, подаваемых к поездам. Пассажирские поезда пропускают по приемоотправочным путям, включая и главный путь, где могут осуществляться смена локомотивов,

прицепка или отцепка пассажирских вагонов, снабжение поезда водой и топливом.

Грузовые транзитные поезда принимают на приемоотправоч-ные пути парка, где в соответствии с технологическим процессом может происходить смена локомотивов, техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов. Грузовые поезда, прибывающие в переработку (участковые и сборные), принимают на крайние пути приемоотправочного парка, граничащие с сортировочными. При этом обеспечивается независимость приема транзитных поездов в приемоотправочный парк и маневровой работы с составами, прибывшими в переработку, при перестановке их на вытяжные пути сортировочного парка. На эти же крайние пути приемоотправочного парка переставляют сформированные на данной станции составы участковых и сборных поездов.

Поезда, прибывшие в переработку, подвергаются операциям по прибытию, включающим в себя подготовку составов к расформированию. После этого состав переставляют маневровым локомотивом на вытяжку, откуда осаживанием или толчками вагоны распределяют по соответствующим путям сортировочного парка.

Составы поездов, формируемые на данной станции, обрабатывают на путях накопления сортировочного парка в процессе расформирования поездов, прибывающих в переработку. На эти же пути ставят вагоны (погруженные на станции или порожние) для отправления. После накопления достаточного числа вагонов выполняют операции по отправлению: списывают номера вагонов, включаемых в состав, подбирают документы на каждый вагон, составляют натурный лист, проводят техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава, подают локомотив и проверяют исправность действия автоматических тормозов.

На участковых станциях со значительными размерами движения для прохода поездных локомотивов грузовых поездов в пункт экипировки укладывают специальные ходовые пути между при-емоотправочным и сортировочным парками или внутри приемоотправочного парка.

По мере роста грузового и пассажирского движения и возникновения в связи с этим затруднений в работе станции поперечного типа могут быть затем реконструированы в более прогрессивный тип станции с продольным расположением парков. Этот переход показан на рис. 21.4, где штриховыми линиями обозначен приемоотправочный парк для нечетных транзитных поездов станции продольного типа.

Схема участковой станции полупродольного типа отличается от продольной схемы только тем, что приемоотправочный парк для нечетных поездов смещен в сторону пассажирского здания. Такая схема рекомендуется при ограниченной длине площадки, когда нельзя применить продольную схему.

Ту или иную схему станции выбирают на основании технико-экономического сравнения вариантов.

На узловых участковых станциях должен быть обеспечен одновременный прием поездов со всех примыкающих направлений.

На ряде электрифицированных железных дорог в пунктах стыка различных систем тока устраивают станции стыкования этих систем. Обычно это участковые станции с небольшим числом перерабатываемых поездов. Для прохода электровозов переменного и постоянного тока по одним и тем же путям в контактной сети станции предусматривают переключаемые элементы, по которым в зависимости от потребности проходит тот или иной ток.