Меню сайта

загрузка...

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Маломощный силовой трансформатор

Заготовка пластин для сердечника трансформатора

Материалом для сердечника маломощного силового трансформатора служит специальная листовая электротехническая сталь марок Э41, Э11 и другие толщиной листа 0,50 и 0,35 мм. Основные технические данные листовой стали различных марок определяются ГОСТ 802-58.

Обозначения, например, указанных марок стали расшифровываются следующим образом: Э — электротехническая; первая цифра 4 — высоколегированная (с содержанием кремния до 5%): первая цифра 1 — слаболегированная (с содержанием кремния до 1%); вторая цифра 1—с нормальными удельными потерями.

Для изготовления сердечника из листовой стали штампуются пластины П-образной формы — в случае однофазных стержневых трансформаторов и Ш-образной формы — для однофазных броневых и трехфазных стержневых трансформаторов. При отсутствии возможности штамповки фигурных пластин производится заготовка прямоугольных пластин резкой листов на ножницах. Как при штамповке, так и при резке заготовок из листов стали желательно делать. пластины вдоль направления прокатки стали, так как магнитная проницаемость стали в этом направлении несколько больше.

В целях уменьшения потерь на вихревые токи в сердечнике трансформатора листы стали покрываются с одной стороны или тонким слоем лака, или оксидируются.

Изготовление витых сердечников маломощных трансформаторов (рис. 4) производится из холоднокатаной стали марок Э310 и ЭЗЗО (ГОСТ 802-58) на специальных намоточных станках.

Конструкция катушек маломощных трансформаторов

Катушки маломощных силовых трансформаторов, имеющих обмотку из проводов малого диаметра, как

правило, выполняется в виде каркаса, на который наматываются обмотки. Каркасы катушек делаются обычно из изолирующего материала или путем штамповки из пластмассы (рис. 7), или клеенные из электрокартона , текстолита, гетинакса и других материалов (рис. 8).

Пропитка катушек изолирующим лаком

После намотки катушки должны быть пропитаны изолирующим лаком. Пропитка лаком повышает электрическую прочность изоляции обмотки, увеличивает механическую прочность ее, увеличивает теплостойкость и теплопроводность изоляции, а также защищает обмотку от влаги. В качестве пропитывающих лаков могут быть использованы асфальтомасляные лаки № 447 и 458, глифталевый лак № 321.

Перед пропиткой катушки должны быть просушены в течение 2—3 часов при температуре около 100° С. Пропитка катушек лаком производится при температуре 60—70° С в течение 3—5 минут, а сушка лака при температуре ПО—115° С в течение 3—8 часов.