Маломощный силовой трансформатор Маломощные силовые трансформаторы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Проектирование трансформаторов слагается из расчета и конструирования их. Расчет трансформатора в общем представляет собой математически неопределенную задачу со многими решениями, так как число определяемых неизвестных больше числа уравнений, связывающих их. Вследствие этого в процессе расчета трансформатора приходится задаваться определенными значениями некоторых исходных электромагнитных и конструктивных величин, базируясь на опыте построенных трансформаторов. В связи с этим при проектировании нового трансформатора обычно получается несколько расчетных вариантов его, из которых и выбирается наивыгоднейший .
Расчет и опыт показывают, что можно рассчитать и построить трансформатор с высоким к.п.д., однако это не является ещё признаком наивыгоднейшего варианта трансформатора, так как при выборе его нужно учитывать также и другие технико-экономические показатели, как, например, размеры, вес и стоимость трансформатора. Уменьшение веса и стоимости трансформатора связано с увеличением индукции в сердечнике и плотности тока в обмотках, что ведет к увеличению потерь в стали и меди трансформатора, а следовательно, к повышению нагрева его. При этом к.п.д. трансформатора уменьшается.
Предельно допустимый нагрев маломощных силовых трансформаторов для обычной изоляции обмоток класса А может составлять 100—105° С, и для класса Е — 115—120° С или превышение температуры над окружающей средой 65—70° С и 80—85° С при температуре этой среды + 35°С. Следовательно, пределом использования активных материалов является нагрев трансформаторов. Маломощные силовые трансформаторы большей частью строятся однофазными, однако в ряде случаев встречаются также и трехфазные трансформаторы. Эти трансформаторы имеют обычно естественное воздушное охлаждение.
Как известно, в трансформаторах вес стали сердечника и вес меди обмоток находятся во взаимно обратной зависимости, т.е. при увеличении веса активной стали расход меди на обмотки уменьшается. Так как цена обмоточной меди в маломощных трансформаторах значительно выше стоимости стали, то отношение веса стали к весу меди в них принимается выше, чем для трансформаторов большой мощности.
Таким образом, правильно рассчитанный маломощный силовой трансформатор должен иметь минимальные стоимость и вес, удовлетворять заданным техническим требованиям и иметь возможно высокий к.п.д.
Типы маломощных силовых трансформаторов
Маломощные силовые трансформаторы строятся:
а) стержневого типа (рис. 1 и 3);
б) броневого типа (рис. 2);
в) тороидального типа (рис. 4).
Большинство маломощных силовых трансформаторов обычно строится броневого типа. Однако трансфор маторы стержневого и тороидального типов также находят достаточное применение.
Трехфазные маломощные силовые трансформаторы выполняются стержневого типа или из штампованных Ш-образных пластин (рис. 3,а), или из прямоугольных пластин (рис. 3,6).
Крепление сердечника трансформатора
В маломощных силовых трансформаторах применяются два основных способа Крепления собранного пакета сердечника.
1. Крепление с помощью шпилек. В этом случае пакет сердечника трансформатора сжимается с помощью шпилек и скоб из полосовой стали толщиной 1—2 мм (рис. 5).
В броневых трансформаторах для крепления сердечника иногда применяется штампованная из листовой стали деталь, служащая одновременно и кожухом трансформатора (рис. 6).
2. Крепление запрессовкой сердечника в обойму. В этом случае собранный пакет сердечника трансформатора обжимается специальной обоймой.
|