Меню сайта

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт электродвигателей

При осмотре лобовых частей обмотки статора

Следует проверить, нет ли повреждения изоляции. При этом особое внимание следует обратить на состояние изоляции в местах выхода катушек из пазов, межкатушечных соединений и соединений между полюсами. Очень часто некоторые заводы-изготовители изоляцию межкатушечных соединений и соединительных проводников выполняют небрежно, с неплотной намоткой слоев. Число слоев изоляции в некоторых случаях оказывается недостаточным. Не выполняя требований заводской

технологии, сопряжение компаундной изоляции 2, выводных концов 1, катушек с изоляцией 3, накладываемой на эти концы после их соединения и запайки, производится не по конической поверхности (рис. 23,й), а в стык без выполнения необходимого перекрытия (рис. 23,6). Это резко снижает электрическую прочность изоляции межкатушечных и схемных соединений и часто при первом же непродолжительном попадании на обмотку влаги или грязи приводит к короткому замыканию.

При обнаружении неправильных сопряжений изоляции на межкатушечных и межполюсных соединениях, неплотной намотки слоев (изоляция при нажиме пальцами легко сдавливается, сжимается), а также недостаточного числа слоев необходимо переизолировать с устранением дефектов.

Требуемое исполнение изоляции соединений дано в табл. 5.

Важное значение для надежной работы электродвигателя имеет состояние крепления лобовых частей обмотки, междуполюсных соединений и выводных концов.

При слабых креплениях от перемещений и вибрации катушек и проводников при пусках и работе двигателя изоляция будет повреждаться, что может привести к ее пробою. Кроме того, при слабом креплении лобовых частей число поврежденных катушек при возникновении короткого замыкания в двигателе резко возрастает, так

как от электродинамических усилии , возникающих при коротком замыкании, присходит выворачивание и излом непробитых , но слабо закрепленных катушек.

При обнаружении слабых креплений дефект должен быть устранен добавлением изоляционных прокладок и наложением новых бандажей из шпагата.

При неудовлетворительном состоянии лакового покрытия, а также после очистки обмотки от попавшего на нее масла необходимо покрыть обмотку лаком воздушной сушки, например № 462 или 316, или серой эмалью № 1495. При возможности попадания масла, обмотку лучше покрыть эмалью, так как она предохраняет изоляцию от разъедания.

I. Без необходимости производить лакировку не следует, так как дополнительно нанесенный слой лака ухудшает условия охлаждения лобовых частей (увеличивается толщина изоляции).

чтобы из внутренних слоев изоляции как можно больше выступило проникшего туда масла.

Нанесение лака или эмали лучше всего производить при помощи пульверизатора, который по сравнению с кистью обеспечивает более быстрое, более равномерное и более полное покрытие поверхности обмотки.

При лакировке обмотки следует соблюдать меры противопожарной безопасности, как и при чистке обмотки бензином.

При осмотре выводной коробки следует, протерев ее от пыли, проверить, нет ли трещин на фарфоре изоляторов, хорошо ли изоляторы укреплены, не сорвана ли резьба на их шпильках, нет ли следов нагрева в контактном соединении, есть ли контргайки или пружинящие шайбы.

Изоляторы с малейшими трещинами и сорванной резьбой на шпильках следует заменить на новые.

Контактные соединения между кабелем и выводами обмотки, учитывая невозможность контроля за их состоянием при работе электродвигателя, должны быть выполнены надежно, с гарантией, исключающей их ослабление и нагрев. Поэтому поверхность наконечников должна быть зачищена, отсутствующие контргайки или пружинящие шайбы добавлены, гайки при подсоединении кабеля затянуты достаточно плотно.

В целях выявления грубых дефектов в пайке наконечников перед их подсоединением полезно при помощи пассатижей убедиться, не снимутся или не провернутся ли они на жиле кабеля или выводе обмотки.

При осмотре выводов важно также проверить, нет ли неплотностей в разъемах между корпусом статора и вы водной коробкой, между корпусом коробки и ее крышкой, между горловиной воронки и кабелем; по отсутствию ржавых подтеков — убедиться, что в коробку не попадала вода и влага.

Все обнаруженные неплотности должны быть устранены путем установки более толстых прокладок из мягкой резины, асбестового шнура, шпаклевки и окраски уплотненного разъема эмалью.

На электродвигателях наружной установки для защиты от попадания влаги в выводную коробку надежнее всего приварить специальный кожух (рис. 24). Для удобства обслуживания коробки кожух состоит из основания и крышки. Основание приваривается сплошным швом по всему периметру к корпусу электродвигателя. к рышка прикрепляется к основанию при помощи шарниров.

При работе электродвигателя крышка опущена, ее верхняя полка и боковые стенки входят в основание на 50—60 мм. В верхней полке имеется порог высотой 25 мм. Благодаря порогу и углублению стенок крышки в основание возможность попадания воды в выводную коробку сверху и с боков полностью исключена. При необходимости открыть выводную коробку крышка кожуха по вёртывается на шарнирах, поднимается кверху и фиксируется в таком положении при помощи крючка.

  Одной из причин возникновения коротких замыканий в выводной коробке является то, что наружный слой изоляции выводных концов, выполняемый обычно из хлопчатобумажной пряжи или ленты, гигроскопичен.

При попадании влаги или проводящей пыли в коробку электрическая прочность увлажнившегося или запылившегося наружного слоя изоляции выводных проводов резко падает и происходит перекрытие по этой поверхности от голого наконечника до места касания выводных проводов корпуса коробки. Затем это перекрытие переходит в междуфазное короткое замыкание, при котором повреждаются изоляторы. Создается ложное впечатление, что причина короткого замыкания заключается в увлажнении или запылении изоляторов. По этой причине в некоторых случаях изоляторы выбрасывают и прибегают к соединению наконечников статора и кабеля без изоляторов при помощи болтов с наложением на

соединение изоляции из лакоткани . Такое решение вряд ли следует считать правильным, так как оно затрудняет операцию по подсоединению и отсоединению кабеля к двигателю, а при неумелом наложении изоляции на соединение может привести к короткому замыканию.

Для повышения надежности выводных коробок более целесообразно, сохранив изоляторы на выводных концах статора, начиная от наконечника на длине 150—200 мм снять наружный покров из хлопчатобумажной пряжи или ленты и заменить его несколькими слоями перхлорвиниловой ленты.

Выводные провода нужно крепить на изоляторах в таком положении, чтобы в месте прохода их через отверстия в дне коробки они не касались корпуса.

При осмотре ротора следует проверить состояние вентиляторов и их крепление. Все лопатки простукиваются легкими ударами молотка. Хорошо закрепленные и не имеющие трещин лопатки издают чистый звук, а имеющие дефекты—дребезжащий звук. Обнаруженные дефекты должны быть устранены. Следует также проверить плотность прессовки активной стали и посадки стержней обмотки ротора в пазах, убедиться в отсутствии трещин, обрывов стержней, следов нагрева, нарушения пайки в местах выхода их из короткозамыкающих колец.

Плотность посадки стержней в пазах проверяется при помощи чеканки. Слабо закрепленные стержни при ударах по ним чеканкой перемещаются, дребезжат. При работе и особенно при пусках электродвигателей такие стержни сильно вибрируют, многократно изгибаются в местах жесткого крепления их к кольцам то в одну, то в другую сторону, в результате чего из-за усталостных напряжений в металле стержней возникают трещины и обрывы. Поэтому при слабой посадке стержней в пазах дефект должен быть устранен путем расчеканки прямоугольной части стержней (рис. 25) по всей длине активной стали ротора так, чтобы медь стержня расклепалась и заполнила все неплотности между стержнем и стенкой паза.

В вентиляционных каналах чеканить стержни не

При чеканке стержней в крайних пакетах ротора во избежание надлома стержней в местах выхода их из кольца необходимо между стержнем и нажимной шайбой заложить стальную прокладку. Стержни, имеющие трещины или обрывы, должны быть заменены новыми, так как устранение дефекта только путем пайки не обеспечивает надежной работы. При распайке мест выхода стержней из колец дефект устраняется восстановлением пайки серебряным припоем или латунью.