Меню сайта

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт электродвигателей

Разборка и сборка электродвигателя. Приспособления, применяемые при этом

До начала ремонта необходимо просмотреть документацию по электродвигателю и проверить: производилась ли при предыдущем ремонте замена подшипников качения или перезаливка подшипников скольжения; установить, сколько часов отработали подшипники качения после замены; каковы были зазоры в подшипниках скольжения при последнем замере; не остались ли не-устраненными какие-либо дефекты; не появились ли дефекты при работе электродвигателя. На основе этих данных решается вопрос об объеме ремонта электродвигателя.

Для проведения ремонта должен быть выделен бригадир, которому мастер сообщает объем ремонта электродвигателя. Бригадир подготавливает необходимый инструмент, материалы и запчасти, проверяет наличие запасных шарикоподшипников и роликоподшипников. Подбираются по весу двигателя и его деталей стропа и при необходимости переносные подъемные приспособления. Стропа и подъемные приспособления должны быть испытаны и иметь бирку, свидетельствующую об этом.

Чтобы не допустить потери болтов и мелких деталей, их следует складывать в ящик, который должен входить в набор инструмента и приспособлений.

При разборке электродвигателя необходимо нанесением меток керном зафиксировать положение полумуфт относительно друг друга и в каком отверстии полумуфты установлен каждый палец. Прокладки под лапами электродвигателя, подложенные при центровке его с приводимым механизмом, следует связать и разметить, чтобы после ремонта каждую группу прокладок можно было безошибочно положить на то же место, где она была. Это значительно облегчит и ускорит центровку электродвигателя после ремонта.

Следует разметить также крышки, фланцы и другие детали, чтобы при сборке все было установлено на свое место. Несоблюдение этого правила может привести к ошибкам, повторной разборке и в некоторых случаях к повторному ремонту. Например, если вентилятор, снятый с ротора, не установить в прежнее положение, может быть нарушена балансировка ротора, и на электродвигателе после ремонта появится вибрация.

Кабель, питающий электродвигатель, следует опустить вниз или отвести в сторону. Если сделать это невозможно, то при снятии электродвигателя с фундамента следует оберегать кабель от повреждения, не допуская перемещения электродвигателя в сторону кабеля. Во избежание разрыва изоляции и последующего электрического пробоя ее ни в коем случае не следует допускать крутых изгибов как самого кабеля, так и его жил.

Наиболее часто повреждение изоляции от крутого изгиба происходит в месте выхода кабеля из кожуха концевой разделки. Объясняется это тем, что сравнительно тяжелый, чаще всего чугунный кожух, жестко закрепленный на кабеле, даже при небольшом наклоне своим весом создает изгибающий момент на кабель. Малейшее задевание за кожух и увеличение его наклона усиливает этот момент и приводит к излому кабеля. Для устранения излома необходимо или снимать на время ремонта электродвигателя кожух концевой разделки с кабеля, или принимать меры к предупреждению излома, например, путем привязывания кожуха и кабеля к укрепленной доске.

минимальное и равно половине веса электродвигателя. При угле между ветвями 60° это усилие возрастает в 1,15 раза, при угле 90°—в 1,42 раза и при угле 120° —

в 2 раза.

В табл.2 приведены максимально допустимые нагрузки на стальные канаты в зависимости от диаметра каната, количества ветвей и угла между ветвями.

Для предохранения от попадания воды в концевую кабельную разделку последнюю вместе с жилами и наконечниками после отбалчивания кабеля от электродвигателя целесообразно укрывать лакотканью .

Установка и снятие электродвигателя с фундамента. Для разборки электродвигатель стропится на крюк подъемного устройства за рымы (рис. 1,а), приподнимается и перемещается на свободное место или разворачивается на фундаменте на такой угол, чтобы было удобно снимать полу муфту.

При подъеме электродвигателя за два рыма усилие, возникающее в стропе, зависит от угла между ветвями стропа. Чем больше угол между ветвями, тем больше усилие, приходящееся на строп, и, следовательно, тем меньший груз им можно поднять. При угле между ветвями, равном 0°, усилие в каждой ветви стропа Таблица составлена для канатов по ГОСТ 3070-55 с расчетным пределом прочности проволок 130 м[ мм2. Коэффициент запаса прочности, согласно Правилам устройств и безопасной эксплуатации кранов, утвержденным в 1964 г. как для стропов с крюками, так и работающими на обвязку, принят равным 6.

На бирке одинарного стропа указывается максимально допустимая грузоподъемность для вертикальной нагрузки.

Рассмотрим несколько примеров подбора строп по табл. 2.

Пример 1. Груз весом 4 000 кг подвешен на 2 ветвях, угол между ветвями 90°. Определить диаметр и вертикальную грузоподъемность стропа.

По табл. 2 для угла 90° находим, что нагрузка 5 010 кГ (ближайшая к 4 000 кГ ) соответствует диаметру стропа 22 мм с вертикальной грузоподъемностью 3 500 кГ . Грузоподъемность и днаметр фактически применяемого стропа должна быть не менее этих величин.

Пример 2. Груз весом 2 600 кг подвешен на 2 ветвях, угол между ветвями 30°. Определить диаметр и вертикальную грузоподъемность стропа.

При угле между ветвями 30° усилие в каждой ветви превышает усилие при угле 0° всего лишь на 3%. Поэтому практически при угле 30° и меньше нагрузку можно выбирать как и для угла 0°.

По табл. 2 для угла 0° находим, что нагрузка 2 660 кГ (ближайшая большая к 2 600 кГ ) соответствует диаметру стропа 14 мм и вертикальной грузоподъемности 1 330 кГ ,

Недопустимо производить подъем электродвигателя на слишком коротком стропе (рис. 1,6), так как это может привести к поломке рымов. Длина стропов при подъеме за рымы должна быть такой, чтобы угол между ветвями стропа был не более 30°. Для этого каждая ветвь стропа должна иметь длину не менее удвоенного расстояния между рымами или общая длина стропа должна быть не менее четырехкратного расстояния между ними.

Еще опасней и тем более недопустимо стропить электродвигатель за рымы, как показано на рис. ,в . Даже при угле между ветвями, равном или меньшем 30°, рымы работают главным образом на излом и при подъеме электродвигателя могут оборваться.

Если из-за недостаточной высоты помещения расстояние между электродвигателем и крюком таково, что обеспечить угол в 30° и меньше между ветвями стропа не представляется возможным, то следует изготовить и применять специальное коромысло, например, в виде двух швеллеров, закрепляемых на рымах болтами и имеющим посередине короткое приспособление для подъема крюком.

Закрепление петли стропа на рыму при помощи закладки случайных предметов (гаечных ключей, коротких кусков труб и т. д., рис. 1,6) недопустимо. Для этой цели на концах строп, применяемых для подъема электродвигателей, должны иметься крюки, испытанные двойным грузом. Могут быть применены также восьмерки (рис. 2). Однако их грузоподъемность сравнительно невелика (табл. 3).

При отсутствии крюков или восьмерок для крепления петель стропа на рымах в отверстия рымов и в петли стропа вставляется проверенная расчетом и испытанная в рабочем состоянии на двойную нагрузку труба, длина которой больше расстояния между рымами на 200-400 мм Наружный диаметр этой трубы должен быть бпизокк внутреннему диаметру отверстия рыма. На одном конце трубы должен иметься постоянный бортик, а на другом—стопорное кольцо для фиксации трубы во избежание выпадания ее из рымов.

Иногда приходится прибегать к подвеске электродвигателя или его частей на крюк подъемного устройства с помощью обвязки стропами. Стропы в этом случае следует подбирать такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90°. Увеличение этого угла может быть допущено лишь в исключительных случаях по разрешению администрации, когда высота подъема захватного органа не позволяет применять более длинные стропы и когда при этом исключается возможность перемещения строп по грузу.

В ряде случаев над электродвигателями отсутствуют стационарные грузоподъемные механизмы, а подвеска тали по каким-либо причинам затруднена. В этих случаях можно рекомендовать применение передвижного приспособления (рис. 3), состоящего из сварной рамы 1 с вертикальной стойкой 2, на которой шарнирно укреплено коромысло 3. На коротком плече коромысла имеется закладная ось 4, на которой подвешивается при помощи траверсы поднимаемый электродвигатель. На длинном плече находятся три блока, которые соединяются при помощи троса диаметром 6,2 мм с другими тремя блоками 5, расположенными на раме. Здесь же находится ручная червячная лебедка б.

К раме крепятся складные выдвижные хоботы 7 с колесами для повышения устойчивости механизма при подъеме двигателя. Передвижной механизм в рабочем состоянии находится на пяти колесах: двух опорных 8, одном поворотном 9 и двух поворотных на хоботах. Желательно, чтобы все колеса имели резиновые ободы типа автокарных .

При перекатке механизма без электродвигателя хоботы находятся в сложенном положении. Оси хоботов вдвинуты в раму. После подкатки механизма к фундаменту хоботы выдвигают, разворачивают и опускают на колеса и в таком положении фиксируют рукоятками 10 и 11. Поворотное колесо разворачивают в обратном направлении.

После застройки электродвигателя вращением рукоятки червячной лебедки наматывают трос на барабан-и тем самым вместе с коротким плечом коромысла приподнимают электродвигатель с фундамента.

Благодаря полиспасту и разной длине плеч коромысла усилие на рукоятку лебедки составляет около 10 кГ .

С приподнятым электродвигателем механизм отодвигается назад, и электродвигатель опускается на пол или специальную тележку для транспортировки в мастерскую или другое удобное для ремонта место.

При снятии электродвигателей, если пол не бетонный, под колеса следует подложить доски толщиной 50 мм или, еще лучше,— полосы из листовой стали толщиной 6—7 мм.

В некоторых случаях может оказаться более удобным применение приспособления в виде передвижных разборных козел (рис. 4).

Козлы состоят из двух А-образных стоек с колесами и опирающейся на них съемной двутавровой балки. На двутавровой балке размещается передвижной ролик с подвешенным к нему талрепом с крюком.

В нормальных условиях козлы держатся в собранном состоянии и перемещаются к электродвигателю на своих колесах. Если фундамент электродвигателя расположен в таком месте, что подкатить козлы не представляется возможным, то установка балки производится после размещения стоек по бокам от электродвигателя. В большинстве случаев достаточно будет отсоединять и подсоединять только одну стойку, что большого труда не составит.

Приспособление в виде козел успешно применяется при ремонте электродвигателей мощностью до 100 кет, весом до 700 кг. По этому образцу можно выполнить приспособление для ремонта и более мощных электродвигателей.

шенной длиной вала с тугой посадкой (Т по ОСТ 1012) — по 2-му классу точности. При этом при изготовлении электродвигателей допуски на отклонения диаметра кала и отверстия в полумуфте принимаются по системе отверстий.

В табл. 4 даны допуски и натяги в посадке полумуфт в зависимости от диаметра вала и вида посадки.

Передвижные козлы удобно использовать не только для снятия электродвигателя с фундамента и установки обратно, но также для снятия и одевания торцовых крышек, выемки и ввода ротора.

Снятие и установка полумуфты. Палумуфта , слабо посаженная на вал электродвигателя, при работе его будет вибрировать. При этом посадочные поверхности на валу и отверстия полумуфты будут разбиваться и слабина в посадке полумуфты увеличится настолько, что дальнейшая работа электродвигателя станет невозможной и его придется остановить аварийно.

Чрезмерно плотная посадка полумуфты значительно повысит усилия, необходимые для снятия ее, и сильно затруднит эту операцию.

Для надежной работы в соответствии с ГОСТ 8592-57 при диаметре выступающего конца вала, меньшем или равном 220 мм, и длине его согласно ГОСТ 3222-52 полумуфта должна устанавливаться с напряженной посадкой (посадка Н по ОСТ 1012)

При ремонте иногда возникает необходимость в расточке отверстия полумуфты по имеющемуся валу. Как в этом случае воспользоваться таблицей? Допустим, что диаметр вала оказался равным 110,02 мм. Длина конца вала нормальная (соответствует ГОСТ 3222-52). Следовательно, посадка должна быть напряженной. Какие допуски на расточку полумуфты следует указать в эскизе?

По табл. 4 находим, что при напряженной посадке для диаметра вала ПО мм наибольшая разница между диаметром вала и диаметром отверстия равна +0,026 мм (натяг) и наименьшая —0,032 мм (зазор). Поэтому диаметр отверстия не должен быть больше 110,020+0,032 мм и меньше 110,020—0,026 мм. В эскизе размер диаметра отверстия должен быть указан так:

При коротком конце вала посадка должна быть тугой. Диаметр отверстия в этом случае не должен быть больше 110,020 + 0,023 мм и меньше 110,020—0,035 мм.

Размер диаметра отверстия в эскизе в Э том случае должен быть указан так:

Следует отметить, что фактическое отклонение диаметра имеющегося вала, равное +0,020 мм, укладывается в норму на допуск вала как для напряженной, так и для тугой посадок. Поэтому в данном конкретном случае можно было бы и для напряженной и для тугой

посадок дать один и тот же допуск на расточку отверстия полумуфты: нижний — 0,000 и верхний +0,035 мм. Размер диаметра отверстия можно было бы указать и так:

Из-за посадки полумуфты с натягом и особенно в тех случаях, когда он выше нормы, усилия, необходимые для снятия полумуфты с вала крупного электродвигателя, достигают 10Т и более. Поэтому снятие полумуфты, несмотря на кажущуюся простоту, является операцией, для выполнения которой необходим достаточно мощный съемник, а от исполнителя требуются большой опыт и умение.

До настоящего времени для снятия полумуфт широко применяется съемник, изображенный на рис. 5.

Конструкция этого съемника, созданная для снятия шкивов еще во времена преобладающего распространения ременных передач, имеет ряд недостатков. Съемник сравнительно тяжел. Например, вес съемника, применяемого для электродвигателей мощностью 200 квт и выше, Доходит до 32 кг. Для установки его на полумуфту требуются три человека. Лапы съемника приходится удерживать от падения до тех пор, пока съемник не будет натянут. Из-за неустойчивого крепления к полу

муфте съемник при приложении к нему больших усилий, необходимых, чтобы сдвинуть полумуфту с места, зачастую начинает отклоняться от оси полумуфты. Это вынуждает ослабить натяжение съемника, выправить положение винта, изменить положение лап на полумуфте и затем начинать операцию сначала.

В конце снятия полумуфты приходится поддерживать не только полумуфту, но и съемник.

На рис. 6 показан съемник, в котором указанные недостатки устранены. Как показано на рис. 6, траверса съемника крепится к полумуфте не при помощи лап, а при помощи двух шпилек, пропускаемых через отверстия в полу-муфте , предназначенные для пальцев. Для одной и той же полумуфты за счет меньшей длины траверсы со шпильками сечение такой траверсы может быть изготовлено меньших размеров, чем сечение траверсы с лапами.

Траверса получается более легкой. За счет уменьшения веса траверсы и меньшего веса шпилек по сравнению в весом лап общий вес съемника составляет всего 18 кг.

Благодаря жесткому креплению траверсы к полумуфте возможность отклонения винта съемника от оси полумуфты исключена. Поэтому времени на съем полумуфты затрачивается меньше.

Для предотвращения проворачивания полумуфты вместе с ротором при вращении винта один конец траверсы опирается на подставку из трубы диаметром 39 мм, вставленной в трубу диаметром 48 мм. Высота подставки изменяется выдвижением внутренней трубы и фиксацией ее в таком положении штифтом.

Благодаря более легкому весу и более совершенной конструкции съемника со шпильками съем полумуфты производится двумя рабочими вместо трех.

Размеры отверстий под пальцы в разных полумуфтах могут значительно отличаться друг от друга, поэтому для каждого съемника должен иметься набор из двух-трех комплектов шпилек и шайб разных диаметров, чтобы съемник можно было применить для любой полумуфты. Целесообразно составить карту, по которой можно было бы заранее определить, какой тип шпилек нужно применить для любой полумуфты. Такая карта избавит от необходимости носить со съемником полный набор всех шпилек и шайб.

В случае съема полумуфт, не имеющих отверстий для пальцев, например шестеренчатых, вместо траверсы на винт навертывается фланец. Этот фланец прикрепляется болтами к наружнему цилиндру (кожуху), имеющемуся на каждой шестеренчатой полумуфте, после чего вращением винта создается стягивающее усилие на наружный цилиндр, которое через торцовую часть цилиндра передается на шестеренчатую полумуфту.

На некоторых шестеренчатых полумуфтах в торцовой части имеются отверстия для шпилек. В этом случае снятие полумуфты можно выполнить съемником со шпильками.

Съемник со шпильками, так же как и съемник с лапами, обладает одним общим недостатком. Усилие, стягивающее полумуфту, создается в нем путем вращения червячного винта при помощи лома.

Гидравлический съемник (рис. 7), смонтированный на трехколесной тележке, сохраняя все преимущества съемника со шпильками, избавляет от необходимости применять ломы. Стягивающее усилие создается в нем при помощи гидропресса 1. Насос гидропресса работает от электродвигателя, и этим исключается применение лома и ручного труда.

Гидравлический съемник устанавливают так, чтобы оси вала двигателя и поршня гидропресса совпали в вертикальной плоскости. П-образную телескопическую конструкцию 6 устанавливают и фиксируют в таком положении, чтобы шарниры 4 находились на высоте верха электродвигателя. Затем горизонтальная часть П-образной конструкции, находившаяся в опущенном состоянии, вместе с передвижным роликом 9 поднимается, удлиняется выдвижением поперечины 8, опускается на корпус электродвигателя и закрепляется на нем при помощи рыма.

Лебедкой 5 поднимают гидропресс до совпадения его оси с осью вала электродвигателя и закрепляют в таком положении стопорными болтами. При помощи шпилек

с гайками соединяют упорный диск 2 гидропресса с полумуфтой. Затем включают в работу электродвигатель насоса гидропресса. Под воздействием давления, создаваемого насосом, поршень гидропресса будет стремиться выдвинуться из цилиндра. Но, поскольку он упирается в вал электродвигателя, с которого снимается полумуфта, перемещаться могут только корпус с цилиндром гидропресса и прикрепленная к нему полумуфта. Когда поршень превысит усилие, необходимое для сдвига полумуфты, последняя начнет сниматься с вала.

Одновременно будет перемешаться тележка съемника 3. Горизонтальная часть конструкции 7 будет удлиняться за счет выдвижения поперечины 8.

Когда полумуфта окажется на конце вала, ее прикрепляют к тросу лебедки 5, перекинутому через передвижной блок 9. После полного снятия полумуфты с вала она отсоединяется от гидропресса и при помощи лебедки опускается на тележку. Затем с помощью той же лебедки гидропресс опускается в нижнее положение.

Для контроля за давлением в гидропрессе и фактически за усилием, стягивающим полумуфту, на гидропрессе целесообразно подключить манометр со шкалой на 150—300 ат .

Колеса тележки гидросъемника следует выполнить на резиновом ходу и на шариковых подшипниках. Диаметр колес желательно иметь не менее 300—400 мм. Перевозить гидросъемник на таких колесах будет легко и удобно.

Вместо диска 2 можно приварить траверсу, подобную той, которая применяется в ручном съемнике со шпильками. Это уменьшит вес гидросъемника .

Если ручным или гидравлическим съемником снять полумуфту при максимально возможном усилии или давлении не удается, то следует полумуфту подогреть.

Подогрев должен производиться горелкой не ниже № 5 интенсивно, быстро, с тем чтобы не успел прогреться вал двигателя. Вал целесообразно обернуть влажным асбестом. Прогрев полумуфты во избежание появления местных перенапряжений следует начинать с наружной цилиндрической части. Затем прогревается дисковая часть и наконец ступица. Не следует допускать, чтобы пламя горелки попадало на вал электродвигателя.

Если, несмотря на подогрев, снять полумуфту по-прежнему не удается, то следует дальнейший прогрев прекратить и дать полумуфте и валу ротора остынуть до температуры, близкой к температуре окружающего воздуха. Затем приступить к повторной попытке снятия полумуфты с применением более интенсивного прогрева ее, например, одновременно двумя горелками иохлажде-ния вала прикладыванием ветоши, смоченной в воде.

Остывание полумуфты и особенно вала, успевшего передать тепло ротору, продолжается 4—5 ч и более. Во избежание большой задержки в ремонте электродвигателя из-за неудачной попытки снятия полумуфты целесообразно более тщательно подготовиться к первому прогреву, чтобы исключить необходимость повторять его.

Установка полумуфты на вал крупных электродвигателей, как правило, должна производиться с подогревом Нагрев полумуфты на 100°С дает увеличение диаметра на 0,1%. Например, отверстие с диаметром 100мм увеличится на 0,1 мм, поэтому в большинстве случаев полумуфту достаточно нагреть до 250° С. Для контроля за температурой к нагреваевой полумуфте периодически прикладывается палочка из олова, которая при температуре 250° С начинает плавиться. На практике полумуфту иногда нагревают до 350—400° С. В этом случае нагрев контролируется приложением к полумуфте спички. Нагрев прекращается, как только спичка начинает загораться.

Подогретая полумуфта с момента прикосновения се к валу должна быть установлена быстро на место, без задержки, так как задержка приведет к прогреву вала и закусыванию полумуфты в промежуточном положении. Обычно прогретая полумуфта легко устанавливается на место нажатием руками. Однако наготове должна находиться свинцовая кувалда, чтобы при необходимости можно было довести операцию до конца с ее помощью.

Полумуфты мелких и средних электродвигателей обычно устанавливают без подогрева с применением свинцовой кувалды. Чтобы при набивке полумуфты не повредить подшипник, со стороны задней крышки торец вала ротора следует опереть на трубу, лом или рукоятку кувалды, упирающиеся в свою очередь в стену или неподвижную конструкцию.

Если полумуфта снималась с трудом, то для обеспечения следующего, особенно аварийного ремонта следует на токарном станке увеличить отверстия в полумуфте при помощи проточки и шлифовки до получения диаметра, обеспечивающего только напряженную посадку, но не более тугую.

Недопустимо для облегчения установки и снятия полумуфты обрабатывать поверхность вала электродвигателя.

Не рекомендуется при наличии зазора между полумуфтой и валом устранять его при помощи подкладывания фольги. Тем более не следует прибегать для этой цели к накерниванию поверхности вала, так как при этом достигается только кажущаяся плотность и при непродолжительной работе появляется прежняя слабина в посадке полумуфты.

 


Если отверстие в полумуфте велико, то его следует расточить до такого диаметра, чтобы можно было запрессовать промежуточную втулку с толщиной стенки, превышающей глубину шпоночной канавки на 3—5 мм. Допуски на обработку наружной поверхности втулки должны обеспечить глухую посадку. Для облегчения запрессовки втулки полумуфту следует прогреть до 350— 400° С. После запрессовки втулки производится

обработка посадочного отверстия полумуфты, по допускам, обеспечивающим ее напряженную или тугую посадку на вал (табл. 4), и выполняется шпоночная канавка.

Снятие и установка торцовых крышек. Перед снятием торцовых крышек у двигателей с подшипниками скольжения следует замерить зазоры между валом и вкладышами для решения вопроса о перезаливке вкладышей.

Торцовая крышка, если в ней есть лючки для замера зазора между ротором и статором, стропится путем пропускания петли стропа в верхний лючок. Затем в петлю через лючок просовывается короткий отрезок трубы или гаечный ключ, который, упираясь концами в крышку, служит перекладиной для крепления петли стропа в крышке (рис. 8). Для предупреждения падения отрезка трубы или ключа строп должен все время находиться в натянутом положении. Более удобно снимать торцовую крышку при помощи скобы (рис. 9), закрепляемой на крышке с использованием лючка или отверстий, предназначенных для крепления крышки к статору. Путем перемещения серьги находится такое ее положение, при котором крышка при подъеме остается в вертикальном положении.

Крышки, не имеющие лючков или рымов, при отсутствии скобы стропятся мертвой петлей (рис. 10).

После отвертывания болтов, крепящих крышку, и удаления контрольных шпилек, если они есть, отжатие крышки от корпуса статора производится ввертыванием болтов в отжимные отверстия.

Обычно резьба в этих отверстиях закрашена, что сильно затрудняет пользование отжимными болтами. При снятой крышке следует прорезать резьбу метчиком. Чтобы резьба не была закрашена вновь, отжимные болты в отверстиях следует оставить на постоянно.

Крышки, не имеющие отжимных отверстий, снимаются с центрирующей заточки путем забивания в разъем между крышкой и корпусом статора зубила.

При наличии подшипников качения до снятия крышки следует отвернуть гайки со шпилек, крепящие внутренний фланец подшипника. В противном случае при отжатии крышки произойдет поломка этого фланца.

Отжимать и снимать крышку следует, не допуская перекоса. При наличии в крышке шарикового подшипника или капсулы с ним перекос вызывает закусывание подшипника или капсулы в посадочном отверстии крышки. Попытка продолжить снятие крышки с применением еще большего усилия может привести к повреждению подшипника или крышки. Поэтому после отжатия крышки отжимными болтами дальнейшее снятие ее целесообразно производить при помощи двух коротких ломиков — лопаток, закладываемых между корпусом статора и крышкой в диаметрально противоположных точках. В двигателях с подшипниками скольжения ротор перед снятием и установкой торцовых крышек следует установить шпоночной канавкой вниз. Если канавка будет находиться наверху, то при снятии и установке крышки с рабочей стороны может быть повреждена поверхность вкладыша.

Крышка, застропленная за лючок, при снятии с подшипника может резко наклониться и повредить лобовую часть обмотки статора. Поэтому ее следует удерживать от наклона за верхнюю часть.

Снятую крышку, если она оставляется в вертикальном положении, во избежание падения размещают в таком месте, где по возможности исключалось бы случайное задевание за нее. Для устойчивости под крышку подкладываются доски или верхняя часть привязывается к неподвижной конструкции.

При установке торцовой крышки на место ее надвигают на вал ротора до соприкосновения с торцовой поверхностью корпуса статора, затем центрируют относительно выточки в статоре при помощи контрольных шпилек и окончательно закрепляют при помощи болтов. Подтяжка болтов производится в таком порядке, чтобы крышка входила в выточку корпуса статора равномерно, без перекоса. Затянув, например, на 1—2 оборота нижний болт, затем на такое же число оборотов затягивают диаметрально противоположный болт. Потом подтягивают соседний болт снизу и соседний болт сверху и т. д.

При отсутствии контрольных шпилек крышку приподнимают вместе с ротором настолько, чтобы нижняя кромка центрирующего выступа крышки была выше выточки в корпусе статора на 0,5—1 мм, и ввертывают от руки нижний и верхний болты. Затем нижним болтом прижимают крышку до захода ее выступа на 0,5—1 мм в выточку корпуса статора, ослабляют натяжение стро-па и поджимают верхний болт. Проверив, что выступ крышки зашел в выточку корпуса по всей окружности, ввертывают и подтягивают остальные болты.

Если в крышке имеется подшипник скольжения, то смазочное кольцо подшипника перед установкой крышки должно быть вынуто из прорези вкладыша и в таком положении подвязано или удержано другим способом до полного захода вкладыша на рабочую шейку вала. Кольцо приподнимается для того, чтобы не допустить погнутия или появления вмятин на его поверхности при ударе его о выступы на валу ротора.

В некоторых случаях вместо привязывания кольца крышку устанавливают так, чтобы прорезь во вкладыше находилась внизу.

На подшипники качения крышка обычно устанавливается без больших усилий. Иногда приходится применять легкие удары свинцовой кувалдой. Перекосы в посадке следует выправлять, не доводя дело до закусывания подшипника в посадочном отверстии

крышки.

После установки торцовых крышек проверяется легкость вращения ротора, замеряются зазоры в подшипниках и, если требуется, зазоры между железом ротора и статора.

Если ротор не вращается или вращается чрезмерно туго, необходимо установить и устранить причину заедания. Чаще всего она состоит в перекосе торцовых крышек или подшипников. В некоторых случаях заедание вызывается слишком малым зазором между вкладышем и шейкой вала в сочетании с небольшим перекосом вкладыша. Одной из возможных причин может быть отсутствие осевого разбега ротора и зажатие его в аксиальном направлении между вкладышами или шариковыми подшипниками.

Для определения причины заедания ослабляется крепление крышек к корпусу статора и по мере ослабления проверяется, не начнет ли ротор легко вращаться. В некоторых случаях целесообразно несколько отжать торцовые крышки отжимными болтами. При подшипниках качения ротор иногда начинает легко вращаться при ослаблении крепления фланцев, закрывающих подшипники. В зависимости от причины заедания принимаются конкретные меры по ее устранению.

Нормы на зазоры в подшипниках и на осевой разбег ротора приведены в разд. 5.