Меню сайта

загрузка...

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Обмотока машин постоянного и переменного тока

Четырехполюсная машина

Поместим кольцевой якорь в четырехполюсную магнитную систему (рис. 1-6). Разместим на якоре 16 проводников Направления э. д. с. в проводниках обмотки якоря при вращении его по часовой стрелке обозначены на рисунке. Все проводники обмотки могут быть подразделены на четыре группы в соответствии с направлением э. д. с в них.

В проводниках 7, 2 и 3, при данном положении якоря, индуктируются э. д. с, направленные от нас; в проводниках 5, 6 и 7 — э. д. с, направленные к нам. Э. д. с. в каждой группе проводников складываются, а э. д. с отдельных групп действуют друг другу навстречу.

Таким образом, и в этом случае, как и при двухполюсной машине, общая э. д. с. всех проводников внутри замкнутой обмотки якоря равна нулю. Если посредине между полюсами разместить на коллекторе щетки А, В, С и О, то индуктированные в отдельных группах проводников э. д. с будут стремиться создать токи, выходящие из щеток А и С и входящие в щетки В жВ. Щетки А и С будут положительными, а щетки В л Б — отрицательными. Щетки одинаковой полярности (А и С, В и Б) можно соединить между собой электрически (кабелем или шиной) и от этих соединений сделать отводы во внешнюю цепь.

Соединение между собой щеток одной полярности не вызывает тока в обмотке, так как сумма э. д. с. в витках, заключенных между ними, равна нулю (при условии равенства магнитных потоков полюсов). Ток в обмотке якоря появится только в том случае, если мы соединим между собой положительные и отрицательные щетки (щетки разной полярности), т. е. замкнем рубильник к и подключим внешнюю цепь. Таким образом, пока внешняя цепь, в которую могут быть включены лампы, двигатели, нагревательные приборы и т. д.. не будет замкнута, в обмотке якоря тока не будет, а следовательно, и не будет бесполезного расхода энергии на нагревание проводников обмотки якоря.

Рассмотрим теперь, сколько параллельных ветвей имеет якорная обмотка четырехполюсной машины.

Из рис. 1-6 видно, что к каждой из положительных щеток А и С ток подводится от двух групп проводников (к щетке А — от проводников 1, 2, 3 и от проводников 5,6 и 7; к щетке С — от проводников 9, 10, 11 и 13, 14, 15). В замкнутых накоротко щетками витков 4, 8, 12 и 16, находящихся в нейтральных зонах (где практически нет магнитного поля полюсов), э. д. с. от этого поля равны нулю.

Таким образом, к положительной шине, соединяющей две положительные щетки А и С, ток подходит от четырех групп проводников, т. е. от четырех параллельных ветвей обмотки якоря. На рис. 1-7 показана схема, эквивалентная этой обмотке якоря.

Рассмотрев эти примеры, можно сделать следующие выводы:

обмотки кольцевого якоря, которые могут быть названы спиральными, имеют число параллельных ветвей, равное числу полюсов;

проводники каждой параллельной ветви расположены под одним полюсом.

В дальнейшем число параллельных ветвей обмотки будем обозначать через 2а, а число полюсов машины — через 2р, где а —число пар параллельных ветвей, р — число пар полюсов машины.

Для спиральной обмотки кольцевого якоря, которую часто называют параллельной

2а = 2р.