Меню сайта

загрузка...

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Кузнечно-штамповочное оборудование

Правильные машины

Правку проката можно проводить на прави льных машинах при наличии не менее пяти валков (роликов), расположенных в два параллельных или непараллельных ряда. При параллельном расположении валков (рис. 21.5, а) правка возможна, если последний из них имеет индивидуальную регулировку.

При непараллельном расположении ряды устанавливают под углом (рис. 21.5, б). В этом случае на выходе из валков листовой (сортовой, профильный) прокат не перегибается, поэтому отсутствует необходимость индивидуальной регулировки последнего валка. Наибольшее распространение правильные машины с непараллельным расположением валков получили для правки тонких листов.

Для правки толстых листов применяют 5...7-валковые машины, а для правки тонких - 9...17-валковые. Существуют современные конструкции правильных машин и с 29 валками.

Правку сортового или профильного проката осуществляют на роликовых машинах, которые не имеют принципиальных отличий от валковых. В зависимости от формы сортового или профильного проката ролики имеют ручьи (калибры) соответствующей формы. Особенность правки такого проката - исправление пространственной кривизны заготовки. Для этого ролики устанавливают в вертикальной и горизонтальной плоскостях или правку осуществляют за несколько переходов с поворотом проката на 90°.

Правят преимущественно в холодном состоянии, поскольку при остывании после горячей правки возможно коробление заготовки. Конструкции правильных машин отличаются особенностями, вызванными различием линейных параметров.

Правильные машины для листовых заготовок. Эти машины различаются числом валков и их расположением. В любой правильной машине должно быть нечетное число валков. Наиболее распространены машины с числом валков от 3 до 13. Правильные машины с непараллельными рядами валков применяют для правки листов, толщина которых менее 3 мм, с параллельными рядами - для листов, толщина которых более 4 мм.

Станину 1 правильной машины с параллельными рядами валков (рис. 21.6) выполняют разъемной закрытого типа, состоящей из двух стоек, верхней и нижней поперечин. Нижний ряд валков 5 устанавливают в станине, верхний 4 -в подвижной поперечине 2. Приводные валки 5 через шарнирные шпиндели соединены с шестеренной клетью привода, который, как и у прокатных станов, установлен отдельно. Подвижную поперечину можно располагать на разной высоте, что позволяет регулировать прогиб заготовок при правке. Перемещение

подвижной поперечины осуществляется от самостоятельного привода, установленного на верхней поперечине и состоящего из электродвигателя, червячного редуктора 3 и винта с гайкой. Для малых правильных машин этот привод ручной.

Диаметр валков определяют по требованиям технологии, поэтому их жесткость в большинстве случаев недостаточна. Для ее увеличения в конструкции предусмотрены опорные ролики, устанавливаемые в один или несколько рядов.

Подшипники правильных валков и опорных роликов глухие с бронзовыми вкладышами. Входной и выходной валки неприводные. В машинах с непараллельными рядами для регулировки межосевого расстояния по высоте и наклона верхнего ряда валков предусмотрены соответствующие механизмы. В этих машинах расстояние между валками больше, поэтому сильно искривленные листы ввести трудно. Для обеспечения надежного введения листа в конструкции предусмотрены подающие парные валки, установленные на кронштейне. Верхний валок имеет компенсирующее устройство пружинного или пневматического типа. Привод подающих валков осуществляется через цепную передачу или шарнирные шпиндели. Другие элементы конструкции правильных машин с непараллельными рядами валков аналогичны рассмотренным выше.

В некоторых случаях правильные машины используют для дрессировки листового проката, в результате чего характеристики пластичности листовых заготовок улучшаются. С этой целью в машине предусмотрен гибочный валок, вертикальное перемещение которого значительно больше, чем у других, и осуществляется специальным рычажным механизмом.

Правильные машины для сортового и профильного проката. В принципе эти машины не отличаются от листоправильных. Однако их конструкция имеет некоторые отличия, вызванные особенностями технологии и размерными параметрами. Сортовой прокат в отличие от листового может быть искривлен в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Следовательно, править его нужно в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Если ролики правильной машины расположены только горизонтально, то правку осуществляют в результате двух пропусков заготовки через машину с промежуточным поворотом заготовки на 90°. Если же правильная машина имеет ролики в горизонтальном и вертикальном направлениях, то правку осуществляют за один пропуск. Ввиду различной конфигурации формы поперечного сечения и размеров сортового и профильного проката ролики правильной машины имеют соответствующую калибровку. Часто ролики содержат несколько калибровочных ручьев, позволяющих проводить правку различных форм проката без их перестановки и регулировки машины.

Размеры рабочего пространства сортоправильных машин невелики, что позволяет применять станину открытого типа. Это облегчает доступ к рабочему пространству, упрощает замену роликов. Однако жесткость станины открытого типа меньше, чем закрытого при одинаковой металлоемкости. Станины открытого типа используют для машин малых и иногда средних размеров. Машины крупных размеров изготовляют только со станинами закрытого типа.

Для упрощения захвата заготовок роликами сортоправильные машины снабжены направляющими роликами с вертикальным и горизонтальным расположением осей. В некоторых конструкциях машин предусмотрена возможность изменения расстояния между осями роликов, что увеличивает диапазон размеров прутков, которые можно на них править.