Меню сайта

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Технология электрической сварки металлов и сплавов плавлением

Ходовой механизм

Механизм предназначен для перемещения дуги относительно свариваемого стыка по траектории, необходимой для получения швов заданной конфигурации, со скоростью, равной скорости сварки. Передвижение дуги можно выполнять двумя способами: при неподвижном изделии и при неподвижном сварочном аппарате. Наиболее универсальной при сварке продольных швов является первая схема, при сварке кольцевых — вторая.

Сварочный аппарат может перемещаться по рельсовому пути, расположенному параллельно свариваемым кромкам и повторяющим, по возможности, их конфигурацию (см. рис. 8-15), либо непосредственно по изделию (см. рис. 8-16). Ходовые механизмы указанных аппаратов представляют собой тележки, мощность привода которых расходуется на преодоление сопротивлений движению собственно аппарата, кабелей и шлангов. В ряде случаев тележка кроме рабочей скорости может передвигаться со скоростью маршевой для сокращения времени холостых пробегов.

Сварочные головки закреплены на ходовом механизме при помощи системы суппортов, позволяющих корректировать положение электрода относительно стыка. Корректировочные системы могут быть предназначены для слежения по стыку и для перемещения электрода по запрограммированной траектории. При слежении за стыком возможны отклонения поперек шва и по вертикали (совместно с мундштуком). Эти отклонения возникают вследствие некоторой неизбежной непараллельности между швом и рельсом, вследствие непрямолинейности в определенных пределах шва и рельса и вследствие неточности сборки изделия.

Отклонение электрода поперек шва приводит к искажению формы шва или к непровару одной из кромок. При сварке угловых швов в лодочку и особенно наклонным электродом это может привести также к подрезам и наплывам. В связи с этим сварочный аппарат должен быть снабжен механизмом, отрабатывающим указанные неточности. Следует учесть, что существующие системы обеспечивают только соблюдение траектории мундштука вдоль стыка. Дуга же вследствие износа мундштука, некачественной правки электрода или наличия магнитного дутья может иметь иную траекторию движения, отличную от траектории мундштука.

Ручное направление электрода по шву осуществляется при помощи механических 13 (см. рис. 8-15) или электрических корректоров. При сварке под флюсом для наблюдения за положением электрода применяют механический или световой указатели. Первый 15 (см. рис. 8-24) закреплен при помощи изоляционных прокладок на воронке 14 мундштука таким образом, что его положение можно регулировать. Так как механический указатель находится на определенном расстоянии от шва, при корректировке в зависимости от угла зрения допускаются определенные погрешности. Световой указатель 10 (см. рис. 8-15) содержит осветитель и систему линз, проектирующую узкий световой пучок в виде точки или короткой линии на поверхность изделия. Это снижает погрешность наблюдения, однако световой указатель неприменим при интенсивном освещении зоны сварки.

Для ручной корректировки используют такие средства наблюдения за дугой, как промышленное телевидение и т. п. Ручные корректоры обеспечивают точность направления электрода в пределах ±1,5—-2,5 мм в зависимости от расстояния между указателем и электродом, от скорости сварки и тренированности сварщика. Практикой доказано, что ручная корректировка эффективна при скорости сварки ниже 60—80 м/ч. При больших скоростях сварщик не всегда успевает среагировать на отклонение траектории шва.